С 2013 года по приказу Росстандарта действует ГОСТ ISO 9001–2011, по содержанию идентичный ГОСТ Р ИСО 9001–2008.

Качество – то, на что нацелено каждое предприятие, и его трудно достичь. Как фирма может улучшить свои продукты и услуги, повысить к ним доверие? Ответ – ISO 9000. Это серия норм по управлению качеством, а 9001 – один из стандартов внутри семейства.

Он относится к предприятиям любого сектора. Процессно-ориентированный подход делает его применимым и к обслуживающим организациям. Его общие руководящие принципы обеспечивают гибкость, необходимую для делового мира.

ISO 9000

Это целая доктрина с рекомендациями, направленными на повышение эффективности бизнеса и удовлетворение клиентов. Целью является внедрение менеджмента качества, повышение производительности, сокращение ненужных затрат.

Комплекс правил разработан Международной организацией по стандартизации (ТК 176) — крупнейшим в мире разработчиком добровольных международных стандартов. В них учены решения и передовой опыт практически для всех типов технологий и бизнеса, помогающие повышать производительность, защищая потребителей и планету. Стандарты действует более чем в 90 странах и помогают преодолеть барьеры в международной торговле.

Почему важен сертификат?

Многие фирмы выпускают продукты и услуги, но преуспевают те из них, которые предлагают лучшее. С помощью международной стандартизации фирма может определить корень проблемы и найти решение. Повышая эффективность, можно максимизировать прибыль.

Поскольку широкий круг предприятий внедряет ИСО, создается целостная цепочка поставок. Каждая фирма, которая участвует в разработке, производстве и маркетинге продукта, расширяет возможности взаимодействия с мировыми игроками рынка.

Сертификация происходит только по одному ISO – 9001. Сертификацией предприятий занимаются аккредитованные национальными организациями аудиторы.

Как работают стандарты?

Семейство представляет собой сборник руководящих принципов, которые помогают создавать, поддерживать и улучшать управление. Важно подчеркнуть, что они не являются жестким набором требований: компании сохраняют гибкость в принятии решений. Эта свобода позволяет использовать его большими и малыми предприятиями всевозможных сфер.

Хорошая основа создает хороший бизнес, а ISO 9000 – это хорошая основа для малых предприятий, которые хотят расширить рынок сбыта. При ее внедрении в малом бизнесе повысится качество процессов, а затраты из-за неэффективности снизятся. Наличие сертификата поможет создать бизнес-возможности, которые не были доступны до появления объективно проверенной концепции.

Наличие сертификата поможет при продаже бизнеса. Целостность и ценность малого бизнеса будут очевидны благодаря хорошо документированным процессам и подтверждению качества. Международные стандарты – гарантия хорошей репутации бизнеса.

Разделы и аудит

Требования стандарта разделены на восемь разделов, пять из которых содержат обязательные требования для СМК: Общие к менеджменту качества (пункт 4), Ответственность менеджмента (пункт 5), Управление ресурсами (пункт 6), Реализация продукта (раздел 7) и Измерение, анализ и улучшение (раздел 8). Все элементы этих пяти пунктов являются обязательными, за исключением раздела «Реализация продукта», он позволяет компании исключать части, не применимые к ее деятельности. Разделы с 1 по 3 не содержат требований, а описывают область применения, ссылки для лучшего понимания, термины и определения.

После внедрения этого процессно-ориентированного подхода можно проводить различные аудиты для проверки эффективности вашей системы. Существует три основных типа аудитов — 1-й, 2-й и сторонний аудит. Внутренний аудит – это аудит первой стороны. ISO 9000 поощряет этот тип аудита, чтобы организация могла быстро получить обратную связь от тех, кто знает компанию лучше всего. Однако этот процесс аудита нельзя рассматривать как беспристрастный. Таким образом, сторонние аудиты дают возможность потребителю оценить эффективность организации. Как альтернативу стороннему аудиту многие компании предпочитают пройти сертификацию через сторонний аудит. В этом случае в организацию входит независимый орган по сертификации и оценивает ее в соответствии с рекомендациями стандартизированной системы.

 

Процессно-ориентированный подход ИСО

Одним из важных аспектов ИСО является процессно-ориентированный подход. В производственную цепочку включены поставщик, организация и потребитель. Вместо того чтобы оценивать отдельные процессы, стандарт требует, чтобы компания смотрела на «общую картину». Как взаимодействуют процессы? Можно ли их интегрировать друг с другом? Каковы важные аспекты продуктов и услуг?

Такой процессный подход к управлению качеством может снизить затраты за счет эффективного использования ресурсов, персонала и времени. Если процесс контролируется как единое целое, руководство может сосредоточиться на целях, которые важны для общей картины, и определить приоритеты для достижения максимальной эффективности.

Стандарты, входящие в серию

  • ISO 9001:2008. Перечисляет принципы построения и требования к управлению качеством. Российский аналог: ГОСТ Р ИСО 9001-2008
  • ISO 9000:2005. Описывает принципы менеджмента, расшифровывает основные термины. Российский аналог: ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
  • ISO 9004:2009. Описывает, как с помощью менеджмента улучшить показатели в меняющейся и высококонкурентной среде.
  • ISO 19011:2002. Описывает порядок и методы аудиторских проверок в области менеджмента.

Система стандартов 9000 похожа на многие другие системы менеджмента. Эти системы, основанные на охране труда, окружающей среде и непрерывности бизнеса, могут быть интегрированы в общую систему управления. Преимущества этой системы включают согласование интересов, снижение затрат и повышение эффективности. Внедрив одну из них, легче реализовать любую другую; уже подготовлено множество документов, необходимых для другого стандарта, и персонал уже привык к процессу аудита. Использование нескольких стандартов не только повысит эффективность организации, но и обеспечит целостность ее операций.

Кому нужен сертификат ИСО 9001?

Сертификация необходима:

  • организациям, работающим заказчиками, требующими наличия данного сертификата;
  • компаниям, работающим в отраслях экономики, регулируемых государством и требующим сертификации.

ИСО 9000 в РФ

В РФ действует идентичная ИСО 9000 серия ГОСТ Р ИСО 9000 в актуальных поправках 2001 года. Сертификаты выдают лица, аккредитованные Росстандартом.

С ноября 2008 года в России действует утверждённый в этом же году ИСО 9001, а аналогичный ему госстандарт введен в ноябре 2009 года.

Сертификаты, которые выдают компании, аккредитованные Ростехрегулированием, не имеют аналогичного статуса с сертификатами Международной организации по стандартизации. Значит, что они действуют в России, так как выдаются в соответствии с ГОСТ. В целом системы стандартизации аналогичны, за исключением некоторых обозначений. Например, в отличие от международной версии, в которой цифры пишут через двоеточие, в российской перед ними ставят «-».

тс
Связаться с нами
Отправить

Наши лицензии

Карточка аккредитованного лица по негосударственной экспертизе

Выдано Федеральной службой по аккредитации РФ (Росаккредитация).

Карточка аккредитованного лица по негосударственной экспертизе

Выдано Федеральной службой по аккредитации РФ (Росаккредитация).

Карточка аккредитованного лица по негосударственной экспертизе

Выдано Федеральной службой по аккредитации РФ (Росаккредитация).